Зачем «Казахтелеком» продал 24% Kcell

Опубликовано (обновлено )
Обозреватель отдела "Фондовые рынки"
Рассказываем об истории сотового оператора и сделке

«Казахтелеком» продал 24% Kcell, чтобы профинансировать будущие капзатраты, Jusan купил – для строительства экосистемы.

Продажа доли в Kcell стала третьей крупной сделкой вокруг мобильного оператора за 10 лет, которая, по сути, вернула компанию на стартовую траекторию. Как и в начале своего существования, она получила крупного частного участника – Jusan Bank при контролере от государства в лице нацкомпании «Казахтелеком». Разница лишь в том, что теперь у «Казахтелекома» контрольный пакет, а частный акционер планирует не столько развивать телекоммуникационный бизнес, сколько использовать его для построения собственной финансовой экосистемы.

Ушли, чтобы вернуться

Первой крупной сделкой по Kcell была продажа «Казахтелекомом» своей доли в размере 49% партнеру по бизнесу – финско-шведской TeliaSonera – в 2012 году за $1,5 млрд. TeliaSonera расширяла присутствие на рынке Центральной Азии (холдинг владел долями мобильных операторов в Таджикистане и Узбекистане) и была намерена резко нарастить капитализацию бизнеса. В декабре 2012 года Kcell провел двойное IPO – на Лондонской фондовой бирже (LSE), разместив глобальные депозитарные расписки, и на Казахстанской фондовой бирже (KASE) с простыми акциями. Листинг представлял собой реализацию 50 млн акций из доли Sonera, то есть free float составил 25% всего акционерного капитала мобильного оператора. В первые полтора года после IPO рыночная капитализация Kcell выросла почти на 60%.

Задача «Казахтелекома» в сделке 2012 года была проста и понятна – выйти в кэш, поскольку момент был самый подходящий: экономика уверенно росла, ускоряя темпы рынка телекома. Формальным мотивом стало «привлечение на казахстанский рынок иностранных отраслевых игроков для развития телеком-отрасли».

zachem-«kazaxtelekom»-prodal-24%-kcell (2).jpg

Спустя шесть лет, когда «Казахтелеком» возвращал себе контроль над мобильным оператором, этот мотив был забыт. Выкупив у структур Telia агрегированные ими в общей сложности 75% на $446 млн, «Казахтелеком» подчеркивал, что это послужит «дальнейшему развитию телекоммуникационной отрасли Казахстана в целом».

«Данная сделка имеет стратегическую значимость для нас, позволяя, в том числе, начать реализацию ряда амбициозных проектов за счет оптимизации и интеграции сетей. Мы намерены также способствовать развитию новых услуг при сохранении основных направлений деятельности «Kселл» и обеспечить высокое качество сервиса для всех клиентов», – приводились в официальном сообщении «Казахтелекома» слова его председателя правления Куанышбека Есекеева.

Telia тоже стремилась расстаться с Kcell: на фоне коррупционных скандалов в Узбекистане и Азербайджане холдинг решил сосредоточиться на рынках Северной Европы и Прибалтики.

Ко второму приходу в Kcell «Казахтелеком» завладел оператором Tele2/Altel. После покупки Kcell единственным неподконтрольным «Казахтелекому» мобильным оператором остался «Beeline Казахстан».
 
Стратегия «Казахтелекома» строилась на использовании отдачи от масштаба оптимизации капзатрат. Не случайно одними из ключевых проектов с момента возвращения Kcell в группу «Казахтелекома» стали интеграция сетей Kcell и Tele2, а также объединение сетей радиодоступа Kcell и «Казахтелекома».

Первый этап стартовал в 2020 году. Как говорится в годовом отчете Kcell за 2020 год, были объединены 263 базовые станции в 17 городах Казахстана, что помогло повысить скорость передачи данных и создать самое большое – в сравнении с другими игроками рынка – покрытие сети по стране.

Новый передел

И вот спустя три года после получения контроля над Kcell «Казахтелеком» уменьшил свою долю в компании. 30 сентября «Казахтелеком» сообщил о решении своего совета директоров продать 24% акций мобильного оператора через открытую продажу «широкому кругу инвесторов» на KASE.

Общая вырученная сумма по сделке может составлять почти 56 млрд тенге. Это следует из расчета, что 48 млн акций были проданы по средневзвешенной цене 1 158,89 тенге за бумагу. 

В «Казахтелекоме» редакции подтвердили, что смогли реализовать весь заявленный пакет акций, но вырученную сумму не назвали.

Сама сделка по продаже 24% акций Kcell проходила на фоне падения стоимости акций мобильного оператора. Летом прошел делистинг глобальных депозитарных расписок с LSE, что вместе с постдивидендным периодом вызвало спад. Например, в июле цена акций Kcell упала сразу на 31,7%, а по итогам августа – еще на 16%. В итоге с отметки 2478 тенге за бумагу в начале марта котировки снизились до 1370 к началу сентября.

И происходило это на фоне позитивных показателей самого оператора. За 2020 года чистый объем продаж компании вырос на 11,5%, составив 174,7 млрд тенге, а доход от услуг – на 1,8%, до 140 млрд. Чистая прибыль увеличилась на 75,5%, достигнув 17,5 млрд тенге. В первом полугодии 2021 года тренд сохранился: чистый объем продаж вырос на 14,6%, а чистая прибыль – на 83%.

В «Казахтелекоме» свой интерес в сделке формулируют так: это создаст «дополнительные предпосылки для повышения акционерной стоимости» мобильного оператора. Что касается самого «Казахтелекома», то ему сделка позволит привлечь долгосрочный капитал для своего развития, повысить рыночную стоимость и доходность.

Также в телеком-операторе сообщили «Курсиву», что продажу доли в Kcell провели для «привлечения денежных средств, необходимых для снижения долговой нагрузки и финансирования капитальных затрат». Речь идет о проектах по совместному использованию инфраструктуры мобильными операторами группы «Казахтелекома» и развитию широкополосного доступа в интернет, а также по развитию сети 5G.

«Казахтелеком» нельзя назвать компанией, у которой просматриваются какие-либо проблемы с долговой нагрузкой. Из расчетов по данным финансовой отчетности «Казахтелекома» за 2020 год следует, что показатель долг/EBITDA в 2020 году улучшился с 3,48 до 2,43 за счет роста выручки и снижения значения долга на 4% за год. Долгосрочный долг составляет около 79% всех обязательств. Капзатраты нацкомпания действительно наращивает интенсивно – на 56% в 2019–2020 годах.

Учитывая, что «Казахтелеком» даже после сделки сохранит за собой контрольный пакет акций в 51%, он также сможет управлять Kcell на правах мажоритария.

Банк в телекоме

6 октября «Кселл» сообщил о двух крупных покупателях своих бумаг, это Jusan Bank с долей 9,08%, а также PIONEER TECHNOLOGIES S.A R.L. с 14,87% акций. Последняя компания была зарегистрирована в Люксембурге в феврале 2021 года, ее уставный капитал, согласно открытым источникам, составляет 12 тыс. евро, а заявленная цель работы – участие в долях люксембургских и иностранных компаний. Ни официального сайта, ни данных о конечных бенефициарах компании в открытых источниках обнаружить не удалось.

Что касается Jusan Bank, то доля в компании Kcell нужна банку для реализации ее стратегии развития высокотехнологичных платформ. По словам главы финансового института Айбека Кайыпа, эта покупка «открывает новые перспективы в развитии экосистемы Jusan путем синергии мобильных и финансовых технологий». Это, в свою очередь, позволит предоставлять клиентам новые цифровые сервисы и продукты.

Jusan Bank, напомним, занимается созданием собственной экосистемы, которая даст клиентам не только банковские сервисы, но и страховые, мобильные и брокерские услуги, а также свой маркетплейс «Jusan Магазин». Все сервисы собраны в одном мобильном приложении, у которого, по словам представителей банка, более 1 млн клиентов.

Для развития экосистемы банк в том числе развивает сотрудничество с телеком-операторами. В ноябре 2020 года Jusan Bank в партнерстве с Tele2/Altel запустил Jusan Mobile – виртуальный оператор сотовой связи. Техническим интегратором проекта стала компания KazTransCom, которая, к слову, в 2021 году вошла в группу Jusan и была переименована в Jusan Mobile. Спустя почти год с момента запуска данных о числе клиентов виртуального оператора в открытых источниках нет.

Еще до сделки банк развивал сотрудничество с Kcell. 31 августа мобильный оператор, банк и платежная система Mastercard объявили о запуске проекта по предоставлению в мобильных приложениях Kcell и Activ банковских продуктов – цифровой платежной карты, депозитов и кредитов. Таким образом абоненты получат доступ к предоставляемым услугам Jusan Bank.

Теперь, с получением доли в Kcell, банк может продолжить цифровизацию своих услуг, чтобы успешно конкурировать с другими игроками финансового сектора.

Читайте также