Как будут маркировать молочную продукцию в Казахстане

Опубликовано
Отраслевики предлагают ставить цифровые метки только на экспортируемый товар

С 20 января 2021 года должны начать действовать новые правила, согласно которым члены ЕАЭС смогут экспортировать в Россию только маркированную молочную продукцию. Товар без цифровой метки (они считываются специальными устройствами и позволяют отследить путь товара от производителя до конечного покупателя) будет считаться контрафактным. Казахстан, как член ЕАЭС, должен следовать этим правилам.

Белая метка

Молочный союз Казахстана предложил ввести маркировку молочной продукции внутри страны на добровольной основе. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» поддержала это предложение. В интерпретации НПП маркировка в этой отрасли должна стать обязательной для предприятий-экспортеров; продукция, поставляемая на внутренний рынок, может быть освобождена от цифровой метки. На обдумывание этого предложения у правительства Казахстана есть больше 12 месяцев – маркировка молочки должна быть внедрена в стране с 1 января 2022 года.

Здесь нужно отметить, что с 1 октября 2020-го Казахстан в пилотном режиме уже маркирует молочную продукцию, которая идет в РФ. Россия воспринимает пилот как взятое Казахстаном обязательство и готова дать республике год на отладку процессов.

«В вопросе маркировки молочной продукции приоритетом должна стать экспортируемая часть, потому что здесь вопрос касается сохранения наших позиций на рынках стран ЕАЭС, – говорит председатель правления «Атамекена» Аблай Мырзахметов. – Что касается внутреннего рынка, то тут обязательную маркировку вводить, на наш взгляд, не надо. То есть мы предлагаем маркировать только экспортную продукцию, не вводить маркировку на внутреннем рынке». 

Логика НПП проста: обязательную маркировку товаров в мире вводят в отношении либо подакцизных товаров, либо тех товарных групп, на рынках которых наблюдается наиболее высокая доля «тени». Чаще всего это взаимосвязанные вещи, поскольку уклонение от уплаты акцизов дает производителям и продавцам контрафакта простор для ценового демпинга. Однако казахстанская молочка не подпадает под понятие рынка, на котором контрафакт и контрабанда достигают критических объемов: по данным Министерства торговли и интеграции республики, доля «тени» на этом рынке равна 6,5%. 

Для сравнения: на рынке легкой промышленности Казахстана доля теневого оборота составляет 63%, на рынке обуви – 49%, алкоголя – 25%, фармацевтики – 12%. Из тех товарных групп, которые Казахстан намерен маркировать в ближайшие годы, ниже, чем в молочке, доля «тени» только на одном рынке – табачных изделий (2,3%), которые уже маркируются в обязательном порядке с 1 октября 2020 года. 

Молочная продукция в наименьшей степени подвергается контрафакту, поскольку относится к скоропортящимся продуктам. Именно это обстоятельство является основным аргументом противников ее маркирования.

Кроме этого, исполнительный директор ОЮЛ «Молочный союз Казахстана» Владимир Кожевников утверждает, что в России введение обязательной маркировки с 20 января 2021 года приведет к удорожанию молочки на 4,5–5,5%. В Казахстане удорожание будет значительнее, поскольку внутренний рынок по объему меньше российского, значит, затраты на маркировку единицы продукции будут выше.

Ориентировочные затраты бизнеса на установку маркировочного оборудования в молочной отрасли составят 9,7 млрд тенге, и НПП ставит вопрос о необходимости субсидировать эти затраты со стороны государства, если молочников будут маркировать «поголовно». Государство же в лице министра торговли и интеграции Бахыта Султанова считает, что молочка с лихвой отобьет расходы на маркировку в течение пяти лет. По расчетам главы ведомства, дополнительные доходы легальных производителей молочной продукции до 2025 года вырастут на 16,5 млрд тенге за счет «обеления» рынка и перетока в карман молочников тех денег, которые население сейчас тратит на контрафакт. 

Кроме того, Министерство финансов подсчитало: когда рынок молочки выйдет из тени, бюджет в 2021–2025 годах дополнительно получит 2 млрд тенге в виде налогов и таможенных сборов. 

Отказаться не получится

Против обязательной маркировки молочной продукции летом этого года выступал Деловой совет Евразийского экономического союза, который попросил Евразийскую экономическую комиссию признать неприемлемым введение маркировки молочной продукции в рамках ЕАЭС. Аргументация сводилась к неизбежному удорожанию продукции в результате введения маркирования. 

По расчетам отраслевых ассоциаций молочных предприятий России, Казахстана и Беларуси, введение обязательной маркировки молочной продукции потребует единовременных капитальных затрат производителей молочной продукции России в размере не менее 26 млрд рублей (148,34 млрд тенге в эквиваленте), их ежегодные операционные расходы составят около 35 млрд рублей (199,69 млрд тенге). По предварительным расчетам Молочного союза Казахстана, ежегодные затраты на внедрение маркировки молочной продукции в республике (с учетом затрат на коды маркировки и оборудование) составят около 4,3 млрд тенге. 

Ориентировочные расходы на техническое перевооружение производственных линий белорусских молокоперерабатывающих предприятий для нанесения кодов маркировки, по предварительным оценкам, составят 41,4 млн белорусских рублей. Кроме того, ежегодные затраты на приобретение и нанесение кодов маркировки составят от 63 млн до 102,4 млн белорусских рублей, что повлечет за собой рост цен на молочную продукцию до 9%.

Однако в сентябре этого года Совет Евразийской экономической комиссии достиг принципиальных договоренностей о введении маркировки отдельных видов молочной продукции по мере готовности государств-членов. Предполагаемые даты внед­рения закреплены в проекте постановления правительства Российской Федерации, заявившего о готовности ввести маркировку. Согласно этому документу, обязательную маркировку молока, сливок и мороженого со сроком хранения более 28 суток предполагается ввести с 20 января 2021 года. 

В отношении продукции меньшего срока годности, а также сгущенки, масла, сыра и творога маркировка может быть введена с 1 июля 2021 года. Что касается пахты, йогурта и кефира, то эта продукция может начать маркироваться в обязательном порядке с 1 октября 2021 года. Эти сроки еще могут быть скорректированы, но точка в дискуссии, маркировать или нет молочную продукцию в ЕАЭС, уже поставлена. Поэтому казахстанским экспортерам, если они захотят сохранить за собой позиции на том же российском рынке, маркировать товар все равно придется.

В Казахстане молочку на экспорт отправляют лишь 13 компаний. Всего же в стране действуют 214 молокоперерабатывающих предприятий. Объем производства молочной продукции внутри страны в 2019 году составил 1 млн 388 тыс. тонн, за рубеж продали 158,8 тыс. тонн, то есть 10% от общего производства. 

По статистике ЕЭК, за восемь месяцев 2020 года Казахстан экспортировал в РФ 23,8 тыс. тонн молока и несгущенных сливок, а экспорт аналогичного товара из России в РК составил 4,2 тыс. тонн.

Читайте также